ВСП Молдовы не нашла объективных доказательств вины Самония

ВСП Молдовы не нашла объективных доказательств вины Самония
ВСП Молдовы не нашла объективных доказательств вины Самония

Тирасполь, 22 апреля. /Новости Приднестровья/. Высшая судебная палата Молдовы удовлетворила жалобу адвоката о признании незаконным решения Апелляционной палаты города Бельцы по обжалованию решения суда города Сороки об осуждении Андрея Самония на 15 лет. Об этом говорится в заявлении независимого правозащитного центра «Приднестровский меридиан».

Напомним, что в январе 2020 года бывший сотрудник правоохранительных органов ПМР Андрей Самоний был похищен силовыми структурами Молдовы и осужден по обвинениям в похищении человека, незаконном лишение свободы и нарушение неприкосновенности жилища в 2015 году. Потерпевшая по этому уголовному делу якобы опознала Андрея Самония как человека, который задерживал ее в ночь с 8 на 9 апреля 2015 года. Между тем, по заявлениям коллег, родственников и самого Андрея Самония, в указанный период времени он находился дома.

Следствие проводилось с большим количеством нарушений, судебная инстанция отказывалась принимать во внимания доказательства непричастности подсудимого к вменяемым ему преступлениям. В результате он был приговорен к 15 годам лишения свободы и обязан выплатить 20 тысяч евро.

Как сообщил независимый правозащитный центр «Приднестровский меридиан», Высшая судебная палата Молдовы указала на то, что в материалах вообще не представлено объективных доказательств участия Андрея Самония в событиях, повлекших возбуждение уголовного дела, и, следовательно, его вины и постановила отменить решение апелляционной инстанции и пересмотреть дело.

В заявлении отмечается, что дело Андрея Самония является типичным примером давления, оказываемого Молдовой на Приднестровье. Кишинев по надуманным основаниям возбуждает дела в отношении представителей органов власти Приднестровья за выполнение ими должностных обязанностей. 

«Такая практика политически мотивированного преследования является прямым нарушением фундаментальных прав человека, закрепленных в международных договорах, подписантом которых является Республика Молдова, - констатируют правозащитники. - Речь идет, в частности, о праве на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, гарантированном статьей 3 Всеобщей Декларации прав человека, о праве не подвергаться произвольному аресту, задержанию или изгнанию и о праве не подвергаться пыткам и жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению и наказанию, о которых говорится в статьях 5 и 9 Всеобщей Декларации прав человека и статьях 7 и 9 Международного пакта о гражданских и политических правах. Кроме того, нарушается право каждого на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения основных прав, гарантированное статьей 8 Всеобщей Декларации прав человека».

Несмотря на обоснованные сомнения в объективности и беспристрастности решения вопроса, независимый правозащитный центр «Приднестровский меридиан» все-таки ожидает, что повторное судебное заседание по апелляции адвоката состоится в самое ближайшее время и будет проведено в строгом соответствии с уголовно-процессуальными нормами.


Приводим текст заявления без сокращений:

Относительно продолжающегося необоснованного заключения гражданина ПМР Андрея Самония в Республике Молдова

Независимый правозащитный центр «Приднестровский меридиан» продолжает следить за ситуацией, в которой оказался гражданин ПМР А.Н. Самоний. Данный случай является веским и, к сожалению, не единственным примером вопиющего нарушения базовых прав жителей Приднестровья со стороны Республики Молдова по политическим мотивам.

Напомним, в январе 2020 года в результате спланированной провокации бывший сотрудник правоохранительных органов Приднестровья Андрей Самоний был похищен молдавскими силовыми структурами. Его выманили на территорию Молдовы в село Сенатовка для оформления документов и незаконно задержали сначала как свидетеля, а затем как обвиняемого по некоему уголовному делу сразу на выходе из административного здания. Ему вменялось похищение человека, незаконное лишение свободы и нарушение неприкосновенности жилища в 2015 году, так как 30 января 2020 года потерпевшая по указанному уголовному делу якобы опознала в нем человека, который задерживал ее в ночь с 8 на 9 апреля 2015 года. При этом, по заявлениям коллег, родственников и самого Андрея Самония, в указанный период времени он находился дома.

Стоит отметить, что следственные мероприятия по данному делу проводились с большим количеством уголовно-процессуальных нарушений. В частности, речь идет об отказе в проведении дактилоскопической, биохимической и психоневрологической экспертиз и противоречивых показаниях потерпевших и очевидца по данному делу.

В 2020 году судебная инстанция отказывалась принимать во внимание доказательства о непричастности А.Н. Самония к вменяемым ему преступлениям. В результате он был несправедливо и необоснованно приговорен к 15(!) годам лишения свободы и обязан выплатить 20 тысяч евро за деяния, которые не совершал.

Случай Андрея Самония, к сожалению, только один из многих.  Сложившаяся ситуация - типичный пример давления Кишинева на граждан Приднестровья. Показательное судебное разбирательство данного дела свидетельствует о целенаправленном запугивании Молдовой бывших и действующих должностных лиц Приднестровья. Кишинев возбуждает уголовные дела в отношении сотрудников органов власти за исполнение ими должностных обязанностей, прикрываясь надуманными делами. Многие лица не могут вернуться в Приднестровье из зарубежных стран или выехать из Приднестровья в связи с риском быть арестованными.

Такая практика политически мотивированного преследования является прямым нарушением фундаментальных прав человека, закрепленных в международных договорах, подписантом которых является Республика Молдова. Речь идет, в частности, о праве на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, гарантированном статьей 3 Всеобщей Декларации прав человека, о праве не подвергаться произвольному аресту, задержанию или изгнанию и о праве не подвергаться пыткам и жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению и наказанию, о которых говорится в статьях 5 и 9 Всеобщей Декларации прав человека и статьях 7 и 9 Международного пакта о гражданских и политических правах. Кроме того, нарушается право каждого на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения основных прав, гарантированное статьей 8 Всеобщей Декларации прав человека.

Создание бюрократической машины устрашения и втягивание рядовых жителей в политическое противостояние крайне негативно сказываются на двусторонних отношениях Кишинева и Тирасполя и создают очередное препятствие мирному добрососедскому существованию. Вместе с тем Республика Молдова постоянно усугубляет данную проблему. 

В этом контексте «Приднестровский меридиан» со сдержанным оптимизмом относится к решению Высшей судебной палаты Молдовы от 19 апреля 2022 года об удовлетворении жалобы адвоката Андрея Самония о признании незаконным решения Апелляционной палаты города Бельцы по обжалованию решения суда города Сороки об осуждении его на 15 лет.

В решении признается, что Апелляционная палата Бельц проигнорировала часть доводов и аргументов защиты обвиняемого, а также «не рассмотрела детально каждое доказательство по делу, что влечет за собой отмену решения суда апелляционной инстанции с постановлением о повторном рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции». Также отмечены наличие противоречивых показаний потерпевших по делу, которые даже не могли описать и вспомнить, как выглядел Андрей Самоний, и тот факт, что суд не принял во внимание наличие у него алиби. Высшая судебная палата Молдовы указала на то, что в материалах вообще не представлено объективных доказательств участия А. Самония в событиях, повлекших возбуждение уголовного дела, и, следовательно, его вины. 

В этом контексте, несмотря на обоснованные сомнения в объективности и беспристрастности решения данного вопроса, ожидаем, что повторное судебное заседание по апелляции адвоката состоится в самое ближайшее время и будет проведено в строгом соответствии с уголовно-процессуальными нормами.

Комментарии