В чём уникальность миротворческой операции на Днестре

В чём уникальность миротворческой операции на Днестре
В чём уникальность миротворческой операции на Днестре

Тирасполь, 28 мая. /Новости Приднестровья/. В этом году исполняется 30 лет со дня начала миротворческой операции на берегах Днестра. Она самая успешная из когда-либо проводившихся в мире и уникальная. Именно так охарактеризовали её сопредседатели ОКК (Объединённой контрольной комиссии – руководящий миротворческой операцией орган) от Приднестровья Олег Беляков и России Александр Андреев на вчерашней научно-практической конференции «Война и мир на Днестре: 30 лет миротворческой операции в Приднестровье».

«Хочу отметить, что в Приднестровье на протяжении последних 30 лет проводится единственная в своём роде по форме организации и уникальная по своей эффективности миротворческая операция, - заметил Олег Беляков. - Происходящие в Зоне безопасности процессы полностью управляются Объединённой контрольной комиссией, Объединённым военным командованием и переданными им в подчинение Совместными миротворческими силами и военными наблюдателями. За все прошедшие после вооружённой фазы конфликта годы благодаря миротворческой операции в Приднестровье больше не проливалась кровь, не погиб в схватках ни один мирный житель и не пострадал во время локальных небольших конфликтов ни один солдат-миротворец».

Уникальность миротворческой операции заключается в том, что в ней участвуют военнослужащие некогда противоборствующих сторон. Нечто подобное было в зоне грузино-осетинского конфликта. Но там осетинскую составляющую представляли контрактники из Республики Северная Осетия – Алания – субъекта Российской Федерации.

Как отметил Олег Беляков, несмотря на то, что состав Совместных миротворческих сил с 1992 года заметно сократился, они продолжают оставаться надёжным гарантом мира и стабильности на берегах Днестра.

Первоначально в Зону безопасности молдо-приднестровского конфликта вводилось: от России – 6 мотострелковых батальонов, вертолётная эскадрилья и мобильная группа (вкупе 2100 человек); от Приднестровья – 3 мотострелковых батальона (включая один резервный – вкупе 1200 человек); от Молдовы – 3 пехотных батальона (1200 человек). В результате постепенного сокращения сегодня в Зоне безопасности службу несут один российский батальон, по два приднестровских и российских. С 65 до 15 сократилось и число миротворческих постов и контрольно-пропускных пунктов.

«Было несколько этапов сокращения контингента в одностороннем порядке с сентября 1992 года. Установлен лимит на 3200 военнослужащих. На сегодняшний день тут находятся 400 человек. Меньшим числом военнослужащих мы можем осуществлять в полном объёме миротворческие задачи. ОГРВ (Оперативная группа российских войск) – важный элемент миротворческой операции. Она проводит ежегодную подготовку миротворцев с последующей их ротацией», - отметил Александр Андреев, говоря о том, что есть на Западе политики и дипломаты, которые заявляют, что не против нахождения миротворцев в зоне молдо-приднестровского конфликта, но при этом выступают за вывод ОГРВ.

Что же касается работы Объединённой контрольной комиссии, то её сопредседатель от Приднестровья подчеркнул: «Все решения, находящиеся в рамках компетенции Объединённой контрольной комиссии, принимаются исключительно на основе консенсуса. Что придаёт миротворческой операции уникальный характер».

«Есть недостаток этого правила – это затянутость в поисках взаимоприемлемых формулировок. Но этот недостаток и главное достоинство – учёт позиций всех участников миротворческой операции. Непростые, а порой и конфликтные обсуждения позволяют проговаривать существующие противоречия и дают сторонам возможность понимать позиции друг друга», - заметил в свою очередь Александр Андреев.

Те, кто ратует за переформатирование миротворческой операции в наблюдательную миссию, должны учитывать, что, несмотря на стабильную обстановку в Зоне безопасности, там периодически происходят разного рода эксцессы.

«Надо честно сказать, что мелких конфликтов за эти 30 лет было достаточно много. Особая схема проведения операции позволяет обеспечить миротворческий процесс таким образом, что стороны имеют возможность искать взаимоприемлемые пути решения конфликтов, исключив силовые методы», - заметил по этому поводу Олег Беляков. При этом он добавил: «Только в прошлом году в Зоне безопасности произошло 28 инцидентов. Стрельба по нашим пограничникам в районе Бычка. Попытка похищения сотрудников правоохранительных органов. Попытка нанесения телесных повреждений военному коменданту Бендер».

По словам сопредседателя ОКК от Приднестровья, за время проведения миротворческой операции в Зоне безопасности было изъято 2219 единиц огнестрельного оружия, 1582 ручные гранаты, 41 гранатомёт, более 9 тысяч мин и более 170 тысяч патронов. Большая часть сдавалась населением добровольно. Но были случаи, когда миротворцам вместе с сотрудниками правоохранительных органов сторон приходилось насильно разоружать местных жителей.

«В Бендерах на базе горотделов полиции и милиции в 1992 году была создана Объединённая оперативно-следственная группа (ООСГ), в состав которой максимум входило до 100 сотрудников с каждой стороны, - рассказал Олег Беляков о работе правоохранительных органов в городе Бендеры. - Молдавская сторона злоупотребляет своим участием в ООСГ. Отмечаются десятки случаев, когда сотрудники полиции, прикрываясь принадлежностью к группе, нарушая установленный для полиции и милиции принцип территориальности, проводят несогласованные оперативно-следственные мероприятия в городе Бендеры. Зафиксированы многочисленные факты проведения обысков в квартирах, задержания и ареста лиц, которые, с точки зрения молдавской стороны, нарушают законодательство Республики Молдова».

Ещё одним направлением деятельности Объединённой контрольной комиссии является розыск без вести пропавших людей во время молдо-приднестровской войны 1992 года. «В розыске после окончания находилось 103 человека. 5 обнаружены живыми. Опознано и перезахоронено 58. Работа продолжается и, безусловно, будет продолжена, пока не будет установлен последний без вести пропавший», - сказал Олег Беляков.

Возвращаясь к уникальности ныне существующего формата миротворческой операции, сопредседатель Объединённой контрольной комиссии от России Александр Андреев заметил: «У нас этот опыт оказался удачным, а посему он должен изучаться во всём мире».

Комментарии