Символические скульптуры Александра Глущенко. Из простых камней мастер создаёт персонажей мифов и легенд
Тирасполь, 30 декабря. /Новости Приднестровья/. Резьба по камню — одно из древнейших искусств, известных человечеству. В камне люди стремились запечатлеть важные образы, которые имели художественное и сакральное значение. Из эпохи позднего каменного века до нас дошли фигурки «Венеры палеолита» — небольшие статуэтки из камня, олицетворяющие фигуру женщины-роженицы.
Эти образы заложили основы художественных традиций, которые продолжаются и в наши дни. Приднестровский скульптор Александр Глущенко вдохновляется культурным наследием прошлого, воплощая в своих работах персонажей фольклора, мифов и легенд. Одной из его миниатюр стала современная интерпретация «палеолитической Венеры». Это самая крошечная работа мастера — всего 2,5 сантиметра.
Современная техника позволяет достичь филигранной точности в обработке камня, которая разительно отличается от древних методов.
О том, как грубый камень превращается в символические образы с глубокой историей, почему это искусство востребовано и что оно открывает современному зрителю, читайте в нашем материале.
Александр Глущенко, приднестровский мастер резьбы и корнепластики, уже более 35 лет создаёт фигуры из дерева и камня, инсталляции, украшения и медальоны. Его творчество продолжает традиции семьи: отец художника, заслуженный деятель искусств ПМР Леонтий Глущенко, известен своими деревянными и каменными скульптурами, а также акварельными картинами.
С детства Александр был подмастерьем у отца, перенимая его техники и секреты мастерства. Вместе они совершали творческие экспедиции в поисках материалов для будущих работ.
Работы Леонтия Глущенко
Многие заготовки десятилетиями ждали своего часа, чтобы обрести жизнь в новых произведениях. Сегодня, в 2024 году, Александр Глущенко открывает новый этап своего творчества, сосредотачиваясь на миниатюрной резьбе по камню.
Для работы с камнем мастер использует алмазные фрезы различной формы: конические, шаровидные и цилиндрические. Каждая из них помогает создавать мельчайшие детали. После тщательной обработки материал тонируется, а затем покрывается защитным слоем.
Переход от крупных скульптур к миниатюрам стал для художника настоящим вызовом. Если самой крупной его работой является восьмиметровая деревянная статуя, то в миниатюре всё гораздо сложнее. «Одно неверное движение - и материал потерян», — предупреждает мастер.
Работа с небольшими формами требует филигранной точности и невероятного терпения, но именно в этом Александр Глущенко видит красоту своего искусства.
Каждая фигурка мастера словно оживает, рассказывая легенду или миф, стоящий за ней. Эти образы не только украшают интерьеры, но и приносят в жизнь своих владельцев частичку культурного наследия. Покупая такие работы, люди обретают не просто красивый предмет, а глубинный смысл, заключённый в его символике.
Алтарная статуэтка «Мать-Земля» выполнена из натурального камня уникальной формы. В нем изначально было отверстие естественного происхождения. Такие камни еще называли «куриный бог». Когда-то они считались оберегами домашних животных от нечистой силы. Их часто подвешивали на курятниках. Эту особенность формы Александр Глущенко переосмыслил по-своему, по его задумке округлое отверстие символизирует женское чрево — место, где зарождается жизнь.
Согласно преданиям алтайских народов, фигурку «Мать-Земля» людям принёс шаман, чтобы напомнить о необходимости беречь всё живое.
Эти добрые фигурки — воплощение стражей эльфийских холмов из кельтско-скандинавской мифологии. Они охраняли людей и были источниками мудрости, помогая сохранять гармонию между природой и миром людей.
Статуэтка «Шаман сумеречных сов» связана с преданием о том, как однажды люди утратили способность видеть сны. Чтобы решить эту проблему, они обратились к старой шаманке, которая призвала духов сов. Те согласились защищать сны людей, и сновидения вернулись. Эта история восходит к легендам Алтая и Чукотки.
Серия статуэток «Незримый страж» переносит нас к старинным южноамериканским легендам, гласящим, что душа присутствует в любом предмете.
«Смотри на камень, пока он не перестанет быть камнем», - говорится в одном из преданий.
За последний месяц Александр Глущенко создал порядка 11 фигурок. Впереди ещё много набросков. Все они ждут своего воплощения в камне.
Для работы с мифами и легендами резчик изучает литературу, связанную с символизмом и мифологией, чтобы глубже понимать контекст историй. Среди ключевых источников: «Золотая ветвь» Джеймса Джорджа Фрезера, «Аспекты мифа» Мирчи Элиаде, «Поэтические воззрения славян на природу» Александра Афанасьева, «Символы священной науки» Рене Генона, а также былины и сказки народов мира. Эти труды помогают раскрыть смыслы древних образов и понять их связь с культурными традициями.
«В нашем доме всегда было огромное количество книг и сказок народов мира. Они пропитаны мифами, легендами и персонажами. Со временем многие древние традиции утрачиваются, а точнее теряется их смысл. Люди продолжают украшать свои дома, совершать обряды, исполнять ритуальные танцы, но уже не помнят зачем», — поделился Александр.
Сменяются поколения, меняется политическая и геополитическая обстановка, общественный строй, совершаются научные открытия, но всех сильней традиция, считает Александр Глущенко.
«Всё равно останутся люди, которые будут заниматься фольклором, совмещая мистику и науку», — отметил мастер по дереву и камню.
У Александра Глущенко есть ученики в Приднестровье и Украине, а география поклонников его творчества простирается от стран Северной и Южной Америки до Японии и Австралии.
Для популяризации своих работ он ведёт страницы в Instagram и Facebook, сопровождая фотографии легендами, которые возвращают читателя к основам древних мировоззрений — к образам отца Неба и матери Земли, присущим многим культурам и народам мира.
«Это случилось в те далекие времена, когда Небо нежно обнимало Землю, звери и птицы не боялись людей, а сосны были такими высокими, что можно было вскарабкаться на самую верхушку и дотянуться рукой до звёзд», — из истории о шамане сумеречных сов.
Марина Сова