«Румянцев-300»: Как формировалась приднестровская общность народов
23 ноября 2024 15:30
Тирасполь, 23 ноября. /Новости Приднестровья/. Просветительский проект «Румянцев-300» продолжила научная конференция «Новороссийский проект в истории России и Приднестровья в последней трети XVIII – начале XIX века». Она прошла в Институте госуправления и социально-гуманитарных наук.
«Румянцев-300» посвящен роли выдающегося российского военачальника и государственного деятеля Петра Румянцева в истории Приднестровья и в эпохе вхождения долины Днестра в состав России. С момента старта проекта в 2020 году подготовлены десятки научных работ, посвященные этой теме. Все они могут войти в итоговый сборник материалов, о чем будет идти речь в январе 2025-го на итоговой конференции – 15 января исполнится 300 лет со дня рождения Петра Румянцева.
Нынешний научный форум был посвящен ещё одной исторической вехе в истории Приднестровья – Новороссийской. Это время складывания многонациональной культурно-исторической общности народов на территории Приднестровья. Участники конференции поделились интересными сведениями и открытиями, сделанными в процессе изучения этого исторического периода.
Историк Игорь Иваненко - эксперт Института русского зарубежья - представил сборник статей «Губернию именовать Новороссийской», куда вошли статьи автора, посвященные вхождению территорий Северного Причерноморья в состав России. Исследователь обратил внимание, что территория Приднестровья занимает в этом процессе особую роль, являясь своего рода окном для эмиграции балканских народов, венгров, армян, жителей германских земель и выходцев из Молдавского княжества. Он отметил, что политика привлечения в долину Днестра смешанного христианского населения началась еще в период Крымского ханства – в XVII веке, когда междуречье Днестра и Южного Буга именовали Ханской Украиной с центром в Сухом Ягорлыке недалеко от нынешних Дубоссар. Впоследствии эта же политика проводилась властями России: на отвоеванных у Турции землях во второй половине XVIII века создаются условия для колонизации, чем воспользовались различные народы.
Карта Новороссии из собрания «Россия. Полное географическое описание нашего Oтечества», 1899 г.
Уже в середине XVIII века в Запорожье и на Северском Донце возникают военные поселения сербов и венгров из Габсбургской (Австро-Венгерской) империи, получившие названия Новой Сербии и Славяносербии. Сюда стали прибывать болгары, македонцы, черногорцы, молдаване и другие народы, бежавшие от притеснения османских властей. В 1764 году из этих территорий создается Новороссийская губерния, Новая Россия – так Екатерина II назвала южные степные территории, имея в виду, что это новая земля наряду с Великороссией и Малороссией. Впоследствии в Новороссийскую губернию входили и территории, отвоеванные в результате русско-турецких войн, в том числе и Приднестровье.
Население Новороссии состояло из различных этнических групп, которые смешивались между собой, образовав со временем оригинальную культурно-историческую общность. Наиболее ярко это проявилось в Приднестровье.
«На земле Приднестровья во второй половине XVIII века начала складываться уникальная многонациональная и многоконфессиональная общность людей, практически не имеющая аналогов. Русские и зарубежные наблюдатели и путешественники подчеркивали, что такого разнообразия народов, сосредоточенных на узкой полоске земли, они не встречали нигде в мире», - отметил в своем докладе преподаватель кафедры истории Института госуправления и социогуманитарных наук Иван Войт.
Историк пришел к выводу, что благодаря политике российского правительства всего за столетие в составе Российской империи территория Приднестровья как составная часть исторической Новорроссии превратилась в самый густонаселенный регион Европы. На узкой территории долины Днестра компактно проживали: русские, украинцы, молдаване, армяне, болгары, греки, армяне, турки, татары, немцы, цыгане, евреи, сербы и множество других народов.
«На этих землях не было зафиксировано ни одного межнационального конфликта. Более того, на основе русского языка началось взаимопроникновение всех привезенных в Приднестровье культур, образовавшее в итоге уникальную южнорусскую субкультуру. И действительно, сложно определить, как смогли образовать национальное единство немцы-лютеране, еврейские талмудисты, православные русские и, к примеру, армяне-григорианцы. Однако это произошло. Причем было зафиксировано фактически полное сохранение всех языков: русского, болгарского, идиша, молдавского, украинского, немецкого, при полном сохранении вероисповеданий и всех национальных традиций и особенностей», - отметил Войт.
Исследователь привел метафору писателя Ефима Бершина о том, что в Приднестровье образовался «новый Вавилон», но Вавилон наоборот - разделенные языки нашли для себя язык единый.
Одним из уездных центров Новороссии, впоследствии разделенной на несколько губерний, стал город Тирасполь. В XIX веке репортёр журнала «Иллюстрация» называл его «сибаритом Новой России, постоянно нежащимся в тени садов» и «ароматической глуши цветущих лесов». Об истории города, ставшего впоследствии столицей Приднестровья, рассказала Анна Кошель - заместитель директора по научной работе Тираспольского объединенного музея.
Топографический план Франца де Волана крепости и города при ней (будущий Тирасполь), 1792 г.
Тирасполь закладывался как город-крепость, призванный служить западным форпостом России, но со временем стал крупным экономическим центром. Первой исторической датой города можно считать 21 сентября (2 октября по новому стилю) 1792 года, когда Екатеринославский наместник Василий Каховский в письме Екатерине II предложил построить уездный город при планируемой крепости Срединной у слияния Днестра и Ботны. В наши дни День города отмечают 14 октября на Покрова пресвятой Богородицы, что связано с традицией храмового праздника.
Первый архитектор Тирасполя инженер Франц де Волан называл городок при крепости Ренисполем. Он писал в своих отчетах, что за несколько лет городок вырос и был заселен русскими, «которых было 1 500 человек, а проживали они в 250 домах, построенных на малороссийский манер». Здесь велась оживленная торговля с турками выделанными мехами, канатными изделиями, дегтем, полотном в обмен на кофе, ленты, молдавские вина. Жители держали много овец, которых в больших количествах продавали, сажали виноградники и фруктовые сады вдоль Днестра и выращивали много ржи и гречихи.
Название «Ренисполь» меняется на «Тирасполь» 27 января (7 февраля) 1795 года в Указе Екатерины II об учреждении Вознесенской губернии. К этому времени в городе числились 2 448 жителей. Уже тогда население города отличалось этническим многообразием: русских было 58,5%, евреев – 15,8%, украинцев – 12,1%, молдаван – 2,5%, других народностей – 11,1%.
Историк Александр Тихонов в своей увлекательной презентации визуальных источников о взятии Бендерской крепости представил одно из первых известных изображений жителя Тирасполя. На литографии по рисунку Д. Н. Бантыш-Каменского изображен последний бендерский сераскир трехбунчужный паша Гассан. После того как Бендерская крепость перешла к России в 1806 году, он переехал на другой берег Днестра и обосновался в Тирасполе.
Интересные картографические сведения о Тирасполе презентовала начальник Государственной службы управления документацией и архивами Зинаида Тодорашко. Она продемонстрировала карты межевания земель Тирасполя начала XIX века, выставленные в Российском государственном архиве древних актов. Эти материалы позволяют составить полное представление о ранней исторической географии Тирасполя и его окрестностей. Полное собрание таких карт позволило бы расширить наши знания о том, как строился город, каким он был после своего рождения, как развивался в первые годы своего существования.