Политолог: Между Приднестровьем и Молдовой пролегает цивилизационный разлом
Тирасполь, 2 октября. /Новости Приднестровья/. Конфликт между Молдовой и Приднестровьем лежит не в плоскости национального вопроса, это противостояние идентичностей. Об этом на конференции в ПГУ заявила заведующая кафедрой политологии и политического анализа Института государственного управления, права и социально-гуманитарных наук Светлана Осипова. Она выделила несколько параметров, по которым можно проследить, насколько различаются векторы развития обоих государств и их система ценностей.
Первый – территориальный
На территории Приднестровья издавна была сложная система поселения разных народов. Одни прожили тут всего несколько десятилетий или веков, другие остаются и сейчас.
«Но до 1812 года территории Приднестровья и Молдовы никогда не входили в единое государство. А в 1812 году они стали территорией единого государства, но не молдавского, а Российского государства, с одинаковыми статусами. И это исторический факт», – отметила политолог.
События после распада СССР только усилили исторический разлом между Приднестровьем и Молдовой, которые в 1940 году были политическим решением советского руководства объединены в одну союзную республику.
Второй фактор – национальность
Приднестровье – яркий пример многонационального и многокультурного пространства. Примечательно, что подавляющее большинство жителей республики идентифицируют себя в первую очередь именно с приднестровским народом и только потом с этнической группой в соответствии с национальной принадлежностью.
«Осознание себя приднестровцами важнее, чем осознание молдаванами, русскими, украинцами или представителями какой-либо другой национальности. Более чем за 30 лет существования ПМР сложилась особая социально-политическая общность "приднестровский народ", что само по себе является предпосылкой для образования данной общностью самостоятельного государства», – подчеркнула Светлана Осипова.
При этом использование паспортов различных государств связано с решением чисто прагматических задач, связанных с возможностью выезда за пределы республики в другие страны. Это вопрос утилитарности, а не идеологии.
Фактор третий – духовные ценности и культура
В Молдове, как и в большинстве постсоветских государств, происходит процесс искажения истории, страна отрицает собственную этническую идентичность. В качестве национальной идеи и общегосударственного курса объявлено сближение с Румынией. Официальный Кишинёв даже отказался от языка, сделав румынский государственным вместо молдавского.
«Национальная идея Приднестровья в противовес молдавской версии – объективно детерминированная русская идея. Она оказывает значительное влияние на самосохранение приднестровского населения, его культурный код и, как следствие, на политику приднестровского государства. 17 сентября 2006 года более 97% приднестровцев высказались за укрепления собственной независимости и дальнейшее сближение с Россией, отвергнув саму мысль о воссоединении с Молдовой», – подчеркнула эксперт.
Фактор четвёртый – историческая память
Наиболее ярко он проявляется в отношениях к событиям Великой Отечественной войны. Ещё 5 лет назад и Кишинёв, и Тирасполь отмечали 75-летие таких величайших сражений, как Уманско-Ботошанская и Ясско-Кишинёвская операции.
«И вот участники этих событий озвучивали идею, что если в политическом, экономическом и идеологическом пространстве найти основу урегулирования молдо-приднестровского конфликта не получается, возможно, стоит воспользоваться широким полем исторической памяти о событиях 1944-го года», – отмечает Светлана Осипова.
Однако с официальным запретом Георгиевской ленточки, установкой памятников пособникам Гитлера и прочими подобными действиями общих точек соприкосновения между Тирасполем и Кишинёвом стало ещё меньше.
«Молдова готова к пересмотру истории, сопряжённому с желанием придать забвению период нахождения молдавской государственности под опекой советской системы и открыто выражает стремление к псевдодемократическим ценностям, пропагандируемым ЕС и США. В Приднестровье же сохраняют верность русскому миру, идеалам и ценностям в их традиционном понимании. Чем дальше в истории остаются события 1990-х годов, которые развели правый и левый берега Днестра, тем конфликт идентичности в отношениях Приднестровья и Молдовы становится всё менее способным к разрешению, и, значит, цивилизационный разлом между ними будет только увеличиваться», – резюмирует политолог.
А потому единственное решение молдо-приднестровского конфликта – это развод и дальнейшее взаимодействие исключительно с позиции добрососедских отношений, отметила Осипова.