Газета «Гомін» рассказала о тираспольском учителе Сергее Калинине
Тирасполь, 5 октября. /Новости Приднестровья/. В День учителя в газете «Гомін» была опубликована статья Александра Юшина о бывшем директоре тираспольской школы № 16 учителе физики Сергее Калинине.
Текст приводим без изменений.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
Мы двигались с Сергеем Николаевичем от троллейбусной остановки к Тираспольской СШ № 16. Всего сотня метров, но даже на этой короткой дистанции к нему обратились четыре встреченных нами человека. Вначале его окликнул парень лет двадцати пяти: «Доброго здоровья, Сергей Николаевич! Я Николай Руссу, окончил школу в 2016-м г. Помните?». «Помню, как же, ты ещё стекло в кабинете физики разбил, – с чуть заметной улыбкой ответил мой спутник и внимательно посмотрел на бывшего воспитанника. – Как дела у тебя?». «Всё отлично, я часто вспоминаю нашу школу, часто вспоминаю Вас. Классно всё было! Желаю доброго здоровья Вам».
Затем подошла пожилая женщина, и со слезами на глазах стала благодарить: «Спасибо Вам, Сергей Николаевич, спасибо за внучку. Если б не Вы, не знаю, чем бы вся та история закончилась. Сколько буду жить, столько буду Вам благодарна». Поздоровались две женщины, очевидно, матери нынешних учеников. И для каждой он находил душевные, адресованные только им слова.
Я уже не говорю об обгоняющих нас стайках учеников школы. «Здрасьте, доброе утро, здравствуйте, Сергей Николаевич!» – наперебой щебетали они. Расплываясь в широкой приветливой улыбке отвечал на приветствия: «Здрасьте, доброе утро, здравствуйте». «Вот это истинная народная любовь», – думал я. Любовь выпестованного им маленького, но исполненного достоинства народа шестнадцатой школы, которой он – я ничуть не преуменьшаю – посвятил всю жизнь.
В День учителя расскажу о директоре Тираспольской СШ № 16 Сергее Калинине.
Я знаком с Сергеем Николаевичем более 35 лет. И всегда знал его как человека доброжелательного, внимательного к ученикам, их родителям, педагогам. Его образ прост: это выдержанный, высокопрофессиональный педагог и организатор, с доброй улыбкой на лице. Это умный и деликатный, деятельный и добросовестный, профессионал, жизнелюбивый и весёлый мужчина, с затаённой хитринкой в глазах.
Второго июля он отметил 64-летие. Калинин – коренной тираспольчанин. Его отец, Николай Артемьевич, – участник Великой Отечественной войны, рабочий Тираспольского винно-коньячного завода. Мать, Елена Тимофеевна, – учительница начальных классов.
«Мне грех жаловаться на детство. Оно у меня было как у всех сверстников – счастливое, увлекательное, немного хулиганистое», – говорит Сергей Николаевич. – Рос на улице Заречной, а это непростой район, частный сектор. Рядом находилась сувенирная фабрика. Была на ней дымовая труба, высокая такая. Так мы с мальчишками на 50 копеек спорили – кто залезет на самый её верх. Я залез».
В 1967 г. Серёжа пошёл в первый класс школы №16. Почему именно шестнадцатой? Во-первых, улица Заречная находилась в её микрорайоне, во-вторых, там работала мать. С тех самых пор его судьба неразрывно связана с этой школой. Если исключить время прохождения службы в армии, больше никогда Сергей Калинин ей не изменял: там учился, там и трудился – вначале учителем физики, затем завучем и, наконец, директором. Завидное постоянство.
«То, что я учился в классе, где работала мама, нельзя назвать удачей, – вспоминает наш герой. – К оцениванию моих ответов она подходила куда более критично, чем моих одноклассников. А за детские шалости я «получал» первым». Учился Сергей на «4» и «5», вернее на «5» и «4», пятёрок было больше. После окончания школы поступил на физико-математический факультет Тираспольского пединститута. Здесь уже зарабатывал «круглые» пятёрки, получив в 1978 г. «красный» диплом.
Потом была служба в армии. Её проходил в славном городе Одессе, жемчужине у моря, в мотострелковом полку. Служил без страха и упрёка, по меркам советского времени практически дома. За отличные успехи в боевой и политической подготовке не единожды награждался отпуском. В итоге выслужился по максимуму – домой вернулся старшим сержантом.
Первым делом пришёл в родную шестнадцатую. А там как раз нужен был учитель физики. В 1990-м его назначили заместителем руководителя по учебно-воспитательной работе. Через шесть лет – уже директором.
В качестве руководителя учебного заведения Сергей Калинин стал автором многих новаторских начинаний, пропагандистом современных образовательных и управленческих технологий, активным участником и организатором семинаров, круглых столов, конференций по обмену педагогическим опытом. Он публиковал работы в различных педагогических журналах, а также в сборниках материалов научно-практических конференций ПГУ им. Шевченко. Неоднократно выступал в прямых эфирах на Радио Приднестровья и ТВ ПМР.
Сергея Калинина всегда отличали высокий профессионализм и неограниченные креативные способности. В его характеристике-представлении на награждение орденом «Трудовая слава» есть такие строки: «Он ищущий руководитель, творчески стремится ко всему новому, что способствует повышению уровня учебно-воспитательного процесса. Под руководством Сергея Николаевича ТСШ № 16 являлась экспериментальной базой по апробации и внедрению новых государственных образовательных стандартов. Этот эксперимент завершён успешно. Кроме того, Сергей Калинин большое внимание уделял воспитательной работе со школьниками. Под его руководством в ТСШ № 16 был создан и успешно работает молодёжный штаб «Лидер учащихся». В своей деятельности опирается на личностно-ориентированный подход не только к учащимся, но и их родителям, а также членам педагогического коллектива».
Сергей Калинин избирался депутатом Тираспольского горсовета, председателем президиума городского комитета профсоюза работников народного образования и науки. У него множество ведомственных и государственных наград. Руководитель образовательного учреждения I квалификационной категории, учитель физики высшей квалификационной категории, «Отличник народного образования ПМР», неоднократно отмеченный грамотами Минпроса, Грамотой Президента ПМР (2005 г.), медалью «За Трудовую доблесть» (2010 г.), кавалер ордена «Трудовая слава» (2016 г.). Все это он, Сергей Калинин.
По окончании 2023-2024 учебного года он добровольно освободил кресло директора, оставшись работать учителем физики. Но и при этом зигзаге его биографии педагоги, воспитанники, их родители говорят о нём с пиететом, признательностью, с особым душевным трепетом.
Выпускница этого года Яна Мацкул, рассказывая о Сергее Николаевиче, была переполнена эмоциями: «Директор нашей школы – удивительный человек. Его ценят и уважают учителя, родители, ученики. Его уроки всегда были полны любви не только к учебному предмету, но и к ученикам. А дети это отлично чувствуют! Сегодня ученики Сергея Николаевича благодарят его за то, что он просто был в нашей жизни, за то, что многому научил нас личным примером».
Рассказ Яны продолжил выпускник 2019 г. Никита Ковалёв: «Когда из четвёртой школы я перешёл учиться в 10-й класс шестнадцатой, Сергей Николаевич сначала показался мне очень строгим. Безукоризненно одетый, при этом застёгнутый на все пуговицы с пронзающим взглядом. Проходя по коридору, он внимательно смотрел на нас, столпившихся на перемене у окон, и на наше нестройное «здрасьте» неизменно отвечал: «Доброе утро, ребята!». Но уже менее чем через неделю он стал обращаться ко мне персонально: «А, Никита Ковалёв, здравствуй». Как же это было приятно и подбадривающе. Уверен, он знал по именам практически всех учеников. Однажды на наших глазах ему пришлось разнимать дерущихся семиклассников, которых даже дежурные старшеклассники не могли оттащить друг от друга. Сергей Николаевич подошёл к ним, взял одного за руку и негромко, но очень твердо сказал: «Немедленно прекратите!» И хулиганы сразу его услышали. Раскрасневшиеся и взлохмаченные, стояли, опустив головы, пока директор вполголоса объяснял им, что применение силы означает неумение решить проблему или уладить конфликт мирно. Это был ценный воспитательный момент не только для участников драки».
Бабушка одного из нынешних шестиклассников сказала про директора внука кратко: «Сергей Николаевич – педагог от Бога и директор по призванию».
Уверенную поступь по педагогическому пути Сергею Калинину всегда обеспечивал его надёжный и крепкий тыл – семья. С женой Галиной познакомился в 1980 г., будучи студентом. За каждым браком – своя история, которая начинается со знакомства. Оба были зачислены на первый курс, однако по независящим от Галины обстоятельствам, она приехала на учёбу через два месяца после начала занятий. Знакомство состоялось в промозглый ноябрьский день в коридоре пединститута. Она шла в деканат, он торопился оттуда в аудиторию. Красивая смуглая девушка понравилась с первого взгляда. Когда поравнялись, парень не растерялся: «Привет, меня зовут Сергей. Я учусь здесь на первом курсе физмата, а ты?». «Знаю, мы сидим на одних и тех же парах, в одних и тех же аудиториях», – улыбнулась Галя в ответ. С этого запомнившегося обоим дня началась история их любви и летопись семьи.
Во время конфетно-букетного периода любому влюблённому парню сложно не запустить учёбу. Но Сергей себе этого не позволил, и первую сессию сдал на «отлично». Причём, такой поворот событий на их общении не сказался, через два года они стали мужем и женой. В 1983-м родился сын Александр. Сейчас многие гадают, что же является основой, секретом их долгого и счастливого брака? «Многие спрашивают меня об этом, – улыбаясь, говорит Сергей Николаевич. – Я всем и всегда отвечаю: ларчик просто открывается – нужно всегда, при любых обстоятельствах говорить друг другу правду».
Для меня образ Калинина связан, прежде всего, с открытой улыбкой, шутками и гитарой в руках. Да, петь под гитару он любит до самозабвения – всегда, везде, при любых обстоятельствах. Явственно слышу, как он поёт бессмертную песню Окуджавы:
В тёмно-красном своём будет петь для меня моя Дáли*,
в чёрно-белом своём преклоню перед нею главу,
и заслушаюсь я, и умру от любви и печали.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
* - В грузинской мифологии Дáли – богиня охоты, покровительница диких животных.
- Дали Цаава – грузинская поэтесса, которая после одного из концертов Окуджавы подошла к нему и прочла своё стихотворение. Бард был настолько поражён, что дописал к своей «Грузинской песне» ещё два куплета, в одном из которых упоминалось имя Дали.
Александр Юшин