Эксперты: Кишинев ломает переговоры с Тирасполем, а ОБСЕ не использует свой потенциал посредника
Тирасполь, 23 апреля. /Новости Приднестровья/. Власти Молдовы сегодня саботируют переговоры с Приднестровьем и не оставляют попыток сломать международный формат «5+2» по молдо-приднестровскому урегулированию. При этом ОБСЕ как посредник не проявляет должной политической воли и не использует свой мандат в полной мере.
К такому выводу пришли эксперты на круглом столе в рамках международной конференции «30 лет с запуска политического переговорного процесса между Приднестровьем и Республикой Молдова: история и текущее состояние». Круглый стол состоялся в Приднестровском госуниверситете и был организован Центром изучения миротворчества.
По словам депутата Верховного Совета ПМР Андрея Сафонова, переговорный процесс сегодня находится в опасности.
«Вряд ли можно ждать от Кишинева добровольного участия в переговорах, если только не сложатся внешние обстоятельства, которые заставят РМ на это пойти», - констатировал политолог.
Стратегия властей Молдовы включает, по мнению Андрея Сафонова, следующие цели: исключение России из формата «5+2», лишение ПМР статуса одной из международно признанных сторон конфликта, перевод США и ЕС в статус посредников (сейчас они наблюдатели), подключение к процессу урегулирования Румынии.
Как считает эксперт, у чиновников Молдовы, занимающихся молдо-приднестровским урегулированием, нет достаточного профессионального и интеллектуального потенциала. «Это потому, что ставка сделана на НПОшников, прямых ставленников Румынии и Запада, послушно выполняющих приказы», - отметил Андрей Сафонов.
Экс-министр иностранных дел ПМР Владимир Ястребчак обратил внимание на то, что с течением времени молдавская сторона «все менее воспринимает проходящий переговорный процесс как что-то обязывающее, порождающее какие-то правовые обязательства». При этом ОБСЕ в такой ситуации могла бы сделать больше, чтобы гарантировать исполнение достигнутых договоренностей.
«Потенциал ОБСЕ не в полной мере исчерпан и не в полной мере реализуется самой Миссией ОБСЕ в Молдове. Организации стоило бы четче артикулировать свою позицию, когда, по сути, одна из сторон конфликта, в данном случае Кишинев, явочным порядком пытается переступить мандат той же самой Миссии, отказываясь вообще от переговоров, которые являются единственным механизмом урегулирования», - сказал Владимир Ястребчак сегодня.
По словам экс-министра, даже в нынешних сложных геополитических условиях посредники могут задействовать «челночную дипломатию», находить нестандартные методы.
«Вопрос здесь в политической воле: могли бы ли те же самые посредники или один из них выступить с инициативой о проведении встречи в том или ином формате по принципу "кто приехал, тот приехал"? Если ОБСЕ подписалась под тем, что урегулирование идет путем переговоров, значит, она должна продолжать действовать в этом русле: мы пригласили, мы инициировали, ведем переговоры с теми, кто приехал, достигаем договоренности с теми, кто приехал», - подчеркнул Ястребчак.
Директор Бюро политических исследований «Медиатор» Сергей Широков отметил, что молдо-приднестровское урегулирование должно быть справедливым, жизнеспособным и устойчивым, базироваться на интересах приднестровского народа. «Поэтому здесь должен быть в том числе и референдарный принцип урегулирования», - считает эксперт.
Он обратил внимание на то, что Кишинев сегодня настойчиво пытается перевести процесс разрешения молдо-приднестровского конфликта из международного контекста в некую сугубо внутриполитическую плоскость. То есть, по мнению властей Молдовы, конфликт должен решаться по законам РМ, путем принуждения, а не в соответствии с договоренностями, которые имели бы международный статус.
Владимир Ястребчак, согласившись с мыслью Сергея Широкова, напомнил здесь о совместном заявлении президентов ПМР и РМ Игоря Смирнова и Мирчи Снегура от 28 апреля 1994 года. От него как раз и отсчитывается начало переговорного процесса. И там прописана необходимость в том числе и международных гарантий выполнения тех договоренностей, которые достигаются в процессе урегулирования.