21 мая в истории Приднестровья

21 мая в истории Приднестровья
21 мая в истории Приднестровья

21 мая 1917 года в Тирасполе вышла в свет первая профсоюзная газета «Рабочая газета», отражающая настроения рабочих масс.

Февральская революция и последующие демократические преобразования способствовали организации рабочих и созданию многочисленных профсоюзов. Наряду с местными большевиками работой по организации профсоюзов руководил направленный Одесским Советом рабочих и солдатских депутатов рабочий-печатник Саул Ушерович, который и стал первым редактором «Рабочей газеты». Печаталась она в типографии «Днестровского края» - тираспольской газеты, выходящей с 1913 года. В редакционной статье первого номера «Рабочей газеты» сообщалось:

«…Выпуская свой орган, редакция имеет своей целью защищать интересы товарищей-рабочих в связи с текущими социальными и политическими условиями. Поэтому редакция убедительно просит всех товарищей сообщать письменно или лично сведения из жизни партийных организаций, профессиональных рабочих союзов и вообще сведения, имеющие общественный интерес».

Примечательно, что первую страницу первого номера газеты занимали объявления частных владельцев, с которыми и собирались бороться профсоюзы. На второй странице рассказывалось о восьмичасовом рабочем дне и помещалась большая песня по мотивам «Марсельезы» «Освобождённая Россия». На третьей странице вместе с предупреждением Саула Ушеровича об одессите-провокаторе Круте, с которым он был в ссылке, было напечатано объяснение того, что будет представлять из себя новый представительный орган России - Учредительное собрание. На последней странице размещались заметки о событиях городской жизни.

В Тирасполе, как писалось на страницах «Рабочей газеты», было образовано более 30 профсоюзов: металлистов, каменщиков, грузчиков вокзала, типографов, сапожников и заготовщиков, служащих иллюзионов, парикмахеров, подмастерьев, фармацевтов, фотографов, пекарей-подмастерьев, портных, модисток, шляпниц, рабочих мельниц и макаронной фабрики, переплётчиков и картонажных мастеров, упаковщиков фруктов, лесопильщиков и мерщиков, столяров-подмастерьев, шорников, маляров, печников, штукатуров, бондарей и садовников. В мае организация новых профсоюзов продолжилась: свои профсоюзы появились у кирпичников, рабочих скотобоен, железнодорожников станции Тирасполь. Так что, как мы видим, читательская база у газеты была более чем солидная.


21 мая 1937 года состоялась воздушная высадка на первую в мире полярную дрейфующую станцию «Северный полюс».

21 мая 1937 года четырёхмоторный самолёт АНТ-604М-34Р «Авиаарктика, которым управлял Герой Советского Союза Михаил Водопьянов, высадил на дрейфующую льдину в 8 километрах от Северного полюса четырёх полярников, которые по предварительному плану должны были пробыть на ней целый год. Это были руководитель станции Иван Папанин, уроженец Бендер метеоролог и геофизик Евгений Фёдоров, радист Эрнст Кренкель, гидробиолог и океанограф Пётр Ширшов.

Самолёт поднялся в воздух в 4:52, на всём протяжении полёта поддерживая связь с землёй, уточняя погоду и характер ледяного покрова. Добирались не без приключений: в верхней части радиатора третьего мотора появилась течь во фланце, что привело к испарению охлаждающей жидкости. Работы по устранению неисправности пришлось проводить, высовывая руки из крыла при двадцатиградусном морозе и сильном ветре. Самолёт достиг полюса в 10:50. При посадке на лёд впервые применили тормозной парашют.

Специально для экспедиции изготовили четырёхместную брезентовую палатку с разборным каркасом из алюминия и многослойной обшивкой, два слоя которой были из пуха гагар. Также для полярников по спецзаказу изготовили две радиостанции – основную и резервную, которые питались от щелочных аккумуляторов. Сами аккумуляторы заряжались тремя способами: от ветряка, бензинового двигателя и ручного привода. Вес всего радиооборудования составлял почти полтонны. Для полярников оставили 3,5 тонны продуктов, запечатанных в бидоны, в каждом из которых хранился десятидневный паёк. Этого запаса еды для четырёх человек должно было хватить на полтора года. До 5 июня 1937 года на льдину поочередно добирались остальные самолёты полярной экспедиции, доставляя необходимое оборудование и грузы. Последним самолётом привезли и пятого полярника – пса Весёлого. 6 июня над станцией был поднят советский флаг, после чего все самолёты покинули льдину, где остались лишь четыре человека и собака.

Первоначальный размер льдины, на которой находилась станция, составлял 3 км в ширину и 5 км в длину при толщине льда в три метра. Каждый месяц участники экспедиции отправляли в Москву по радио отчёты о своих научных исследованиях. Их программа была весьма насыщенна – полярники работали по 16-18 часов в сутки. Они измеряли температуру и влажность воздуха, скорость и направление ветра и дрейфа, толщину льда, температуру воды на различных глубинах, проводили гравитационные измерения, гидрохимические и гидробиологические исследования.

Через восемь месяцев дрейфа размеры льдины существенно сократились, от неё постоянно откалывались куски. 1 февраля 1938 года в результате сильнейшего шторма льдина попросту раскололась, и станция оказалась на небольшом её клочке размером 200 на 300 метров. Вследствие потери части припасов еды осталось всего на три месяца. В Москве начали спешно готовить эвакуацию экспедиции. Сначала на помощь полярникам выслали самый большой летательный аппарат Советского Союза – дирижабль В-6, который имел три мощных двигателя и огромную дальность полёта – 4500 км. Но 6 февраля дирижабль разбился недалеко от Кандалакши, врезавшись в условиях плохой погоды в гору. Погибло 13 членов его экипажа. Тогда к дрейфующей уже у берегов Гренландии льдине с полярниками направили три корабля, которые быстрее всего могли добраться до неё, – пароход «Мурманец» и ледоколы «Таймыр» и «Мурман». Эти ледоколы и забрали полярников со льдины 19 февраля 1938 года.

Всем четырём полярникам было присвоено звание Героя Советского Союза. Также каждый из них получил учёную степень доктора географических наук. Результаты их научных исследований высоко оценили учёные и специалисты. Как отметил член-корреспондент Академии наук СССР полярный исследователь и океанолог Владимир Визе: «Они открыли взору учёного часть Земного шара, остававшуюся до того неисследованной».

Евгений Фёдоров дважды посещал Бендеры – в июне 1976 и в мае 1978 года. В 1976 году ему было присвоено звание Почётного гражданина города Бендеры. После его смерти одна из центральных улиц Бендер - Вокзальная в 1982 году была названа его именем. В Бендерском историко-краеведческом музее хранятся вещи Евгения Фёдорова, переданные в дар его дочерью и сыном, – чёрная мантия Почётного доктора наук Варшавского политехнического института, кожаные сапоги, которые Евгений Фёдоров носил в Арктике, серебряный портсигар, на внутренней стороне которого выгравирована карта-схема дрейфа станции «Северной полюс-1» и дарственная надпись.


21 мая – День работника финансовой системы ПМР.

21 мая 1991 года в непростых условиях борьбы за суверенитет был принят первый бюджет Приднестровской Молдавской Республики. Это стало существенным шагом к достижению экономической независимости Приднестровья от официального Кишинёва. Работа над первым бюджетом республики велась под руководством учёных Ленинградского финансового института – руководителя группы – А. Гильденгерша, Н. Беляева, О. Врубливской, Л. Андреевой и Т. Косаревой, которые ранее обосновали экономическую возможность создания Приднестровской республики. Им активно помогали и приднестровские специалисты – руководитель Управления экономики и финансов Олег Натахин и его заместители – Нелли Фокша и Евгения Пинчук (все трое ранее работали в финансовом отделе горисполкома Тирасполя). Бюджет Приднестровской ССР на девять месяцев был принят 21 мая 1991 года, когда Верховный Совет ПМССР принял закон «О государственном бюджете Приднестровской МССР на 1991 год». Проект закона предполагал установление государственного бюджета по доходам и расходам в размере более 800 миллионов рублей. Завершая обсуждение бюджета, Председатель ПМССР Игорь Смирнов сказал:

«Таким образом, предполагаемый документ удовлетворяет все местные бюджеты. Раньше на местах получали крохи. То, что выделяла столица (Кишинёв). Сейчас же мы руководствовались принципом – выделить столько, сколько нужно. Учтены индексация цен, падение производства. Распределили на всех. Кто сэкономит, сможет использовать по освоим нуждам. Ну а перерасход мы просто не допустим, ибо доходная часть бюджета у нас равна расходной…»

Комментарии